Театр старинной музыки >> Репертуар >> Английское начало


Английское начало

Высокое против низкого. Спектакль-матч
между двумя выдающимися произведениями английской музыки:

оперой-маской Генри Пёрселла
«Королева фей» («The Fairy Queen») (1692)

и
балладной оперой Джона Гея
«Опера нищих» («The Beggar’s Opera») (1728)

при участии мюзикла Бенни Андерсона и Бьёрна Ульвеуса

«Шахматы» («Chess») (1984)



«Королева фей» (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь») – одна из четырех вершин в творчестве Генри Пёрселла (1659–1695), наряду с операми «Дидона и Эней», «Король Артур» и «Пророчица, или История Диоклетиана". «Королеву фей» относят к жанру опера-маска: музыкальное представление, насыщенное красочными феерическими элементами, с балетом и аллегорическими персонажами. Непрофессиональные исполнители зачастую выступали в масках, дабы скрыть свое высокое происхождение, отчего и пошло название жанра.
Автором балладной «Оперы нищих» является драматург и поэт Джон Гей (1685-1732). Джон Пепуш (1667-1752), английский композитор немецкого происхождения, сочинил увертюру и аккомпанемент песен (цифрованный бас). Основой спектакля стала популярная музыка того времени: английские и шотландские народные песни и баллады, мелодии Пёрселла и Генделя, в частности широко известный хор «I press her hand gently» из оперы «Королева фей» и популярный марш «Let us take the road» из оперы Генделя «Ринальдо», который и сегодня исполняется при смене караула у Букингемского дворца. Опера получилась пародийной и легко доступной, что обеспечило ей колоссальный успех у английской публики середины XVIII века. Появились многочисленные повторения, продолжения и подражания. Эхо этого бума докатилось до середины XX века, когда были написаны «Трехгрошовая опера» (1928) Брехта-Вайля и «Опера нищих» (1948) Бриттена, фрагмент которой тоже звучит в этом спектакле.

Новое направление, основанное на легкости, доступности, развлекательности и популярности, полностью вытеснило с английской сцены XVIII века высокий жанр музыки Дауленда, Бёрда, Генделя, Перселла, которые своими достижениями создавали славу английскому искусству на протяжении предыдущих веков. Но и развитие балладной оперы не состоялось. Продолжения, как это часто бывает, оказались намного слабее начала, и новое направление вскоре угасло. А вместе с ним умерла и английская музыка – ровно на два столетия. Весьма поучительный исторический прецедент.

Режиссеры: Михаил Коробов,
Сергей Княжанский, Александр Коган, Инна Долгих


Фотографии

вверх
О Театре старинной музыки