Театр Старинной Музыки МГУ >> Репертуар >> Английское начало


Английское начало

Спектакль-матч
между двумя выдающимися произведениями английской музыки:

оперой-маской Г. Перселла "Королева фей" («The Fairy Queen») (1692)
по мотивам комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
и
балладной оперой Дж. Гея "Опера нищих" («The Beggar’s Opera») (1728)
по популярной музыке XVIII века в редакции Дж. Пепуша, М. Якобсона, Б. Бриттена

при участии рок-оперы Б. Андерсона, Т. Райса, Б. Ульвеуса «Шахматы» («Chess») (1984)



"Королева фей" – одна из четырех вершин в творчестве Генри Перселла (ок.1659-1695), наряду с "Дидоной и Энеем", "Королем Артуром" и "Пророчицей, или Историей Диоклетиана". "Королеву фей" по жанру относят к "опере-маске" - музыкальному представлению, насыщенному красочными феерическими элементами, с балетом и аллегорическими персонажами. Непрофессиональные исполнители выступали зачастую в масках, дабы скрыть свое высокое происхождение, отчего и пошло название жанра.
Автором балладной "Оперы нищих" является драматург и поэт Джон Гей (1685-1732). Джон Пепуш (1667-1752), английский композитор немецкого происхождения, сочинил увертюру и аккомпанемент песен (цифрованный бас). Основой спектакля стала популярная музыка того времени: английские и шотландские народные песни и баллады, мелодии Перселла и Генделя, в частности, широко известный хор из "Королевы фей" - "I press her hand gently" и популярный марш "Let us take the road" из оперы "Ринальдо" Генделя, который и сегодня исполняется при смене караула у Букингемского дворца. Опера получилась пародийной и легко доступной, что обеспечило ей колоссальный успех у английской публики середины XVIII века. Появились многочисленные повторения, продолжения и подражания. Эхо этого бума докатилось до середины XX века, когда были написаны "Трехгрошовая опера" (1928) Брехта-Вайля и "Опера нищих" (1948) Бриттена.

Новое направление, основанное на легкости, доступности, развлекательности и популярности, полностью вытеснило с английской сцены XVIII века высокий жанр музыки Дауленда, Берда, Генделя, Перселла, которые своими достижениями создавали славу английскому искусству на протяжении предыдущих веков. Но и развитие балладной оперы не состоялось. Продолжения, как это часто бывает, оказались намного слабее начала, и новое направление вскоре угасло. А вместе с ним умерла и английская музыка - ровно на два столетия. Весьма поучительный исторический прецедент.

Режиссеры - М. Коробов, С. Княжанский, А. Коган, И.Долгих

Фотографии

Вверх
О Театре Старинной Музыки МГУ