Театр старинной музыки >> Репертуар >> Английское начало


Английское начало

Высокое против низкого. Спектакль-матч
между двумя выдающимися произведениями английской музыки:

оперой-маской Генри Пёрселла
“Королева фей” (“The Fairy Queen”) (1692)

и
балладной оперой Джона Гея
“Опера нищих” (“The Beggar’s Opera”) (1728)

при участии мюзикла Бенни Андерсона и Бьёрна Ульвеуса

“Шахматы” (“Chess”) (1984)



“Королева фей” (по мотивам комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”) – одна из четырех вершин в творчестве Генри Пёрселла (1659–1695), наряду с операми “Дидона и Эней”, “Король Артур” и “Пророчица, или История Диоклетиана”. “Королеву фей” относят к жанру опера-маска: музыкальное представление, насыщенное красочными феерическими элементами, с балетом и аллегорическими персонажами. Непрофессиональные исполнители зачастую выступали в масках, дабы скрыть свое высокое происхождение, отчего и пошло название жанра.
Автором балладной “Оперы нищих” является драматург и поэт Джон Гей (1685-1732). Джон Пепуш (1667-1752), английский композитор немецкого происхождения, сочинил увертюру и аккомпанемент песен (цифрованный бас). Основой спектакля стала популярная музыка того времени: английские и шотландские народные песни и баллады, мелодии Пёрселла и Генделя, в частности широко известный хор “I press her hand gently” из оперы “Королева фей” и популярный марш “Let us take the road” из оперы Генделя “Ринальдо”, который и сегодня исполняется при смене караула у Букингемского дворца. Опера получилась пародийной и легко доступной, что обеспечило ей колоссальный успех у английской публики середины XVIII века. Появились многочисленные повторения, продолжения и подражания. Эхо этого бума докатилось до середины XX века, когда были написаны “Трехгрошовая опера” (1928) Брехта-Вайля и “Опера нищих” (1948) Бриттена, фрагмент которой тоже звучит в этом спектакле.

Новое направление, основанное на легкости, доступности, развлекательности и популярности, полностью вытеснило с английской сцены XVIII века высокий жанр музыки Дауленда, Бёрда, Генделя, Перселла, которые своими достижениями создавали славу английскому искусству на протяжении предыдущих веков. Но и развитие балладной оперы не состоялось. Продолжения, как это часто бывает, оказались намного слабее начала, и новое направление вскоре угасло. А вместе с ним умерла и английская музыка – ровно на два столетия. Весьма поучительный исторический прецедент.

Режиссеры: Михаил Коробов,
Сергей Княжанский, Александр Коган, Инна Долгих


Фотографии

вверх
О Театре старинной музыки