Театр старинной музыки >> Репертуар >> Горебогатырь Косометович

Горебогатырь Косометович

Горебогатырь Косометович

Комическая опера Висенте Мартин-и-Соле́ра
по либретто императрицы Екатерины II

Видеозапись спектакля «Горебогатырь Косометович»:

Екатерина II (1729-1796), российская императрица с 1762 года, написала либретто пяти опер: «Новгородский богатырь Болеславич» Фомина, «Горебогатырь Косометович» Мартин-и-Солера, «Февей» Пашкевича, «Федул с детьми» Пашкевича и Мартин-и-Солера, «Начальное управление Олега» Сарти, Каноббио и Пашкевича.

Опера «Горебогатырь Косометович» была впервые дана 20 января 1789 года в Эрмитажном театре. Сюжет «Горебогатыря Косометовича» Екатерина извлекла из сказки о Фуфлыче-Богатыре, которую в свое время ей хвалил граф Григорий Орлов. На напечатанном либретто Императрица написала: «На городском театре не давать, ради Иностранных Министров». 5 февраля 1789 года князь Потемкин присутствовал на третьем представлении этой оперы и согласился с мнением Императрицы. Дело в том, что роль Косометовича намекала в карикатуре на Густава III, кузена Екатерины II и короля Швеции, с которой Россия находилась в состоянии войны. В Москве же играть «Горебогатыря» в городском театре было разрешено, так как «там не находятся Иностранные Министры». Опера приобрела такую известность, что великие князья Александр и Константин Павловичи выучили ее наизусть.

Густав III (1746-1792), король Швеции с 1771 года, правивший в духе просвещенного абсолютизма, был кузеном Екатерины II. Он был автором опер и трагедий, одна из которых была посвящена русской истории. В 1788 году начал крайне непопулярную войну против России. В 1792 году был смертельно ранен участником дворянского заговора. Своей посмертной известности Густав III обязан не столько себе, сколько Джузеппе Верди, который сочинил на тему его насильственной смерти оперу «Бал-маскарад».

Висенте Мартин-и-Солер родился в Испании в 1754(?) году. Музыкальное образование завершил в Болонье у Падре Мартини. Как оперный композитор Мартин-и-Солер выдвинулся в Италии, сочиняя преимущественно в жанре оперы-сериа. Слава Мартин-и-Солера возросла в период работы в Вене, где шли его оперы «Редкая вещь» и «Дерево Дианы». Мелодичные, жизнерадостные по характеру, они конкурировали не только с произведениями ведущих мастеров итальянской оперы – Паизиелло, Чимароза, Гульельми, но и Моцарта, который увековечил отрывок из «Редкой вещи» в финале своего «Дон Жуана». Вслед за Чимарозой Мартин-и-Солер был приглашен в Россию, и с 1788 года до своей смерти в 1806 году он жил и работал в Петербурге. Здесь им были написаны оперы «Горебогатырь Косометович» (1789), «Песнолюбие» (1790), «Федул с детьми» (1791) (совместно с Пашкевичем), «Деревенский праздник» (1798), несколько балетов и другие произведения. Стиль итальянской оперы сохранен и в петербургских операх Мартин-и-Солера, но в то же время в них умело использованы мелодические обороты русских песен. Мартин-и-Солер писал музыку изящную, непринужденную, позволяющую скрыть многие несовершенства тогдашних оперных либретто.



  Click for larger view (37K)  Click for larger view (39K)  Click for larger view (39K)  

Фотографии


Вверх
О Театре старинной музыки