Театр Старинной Музыки МГУ >> Репертуар >> Горебогатырь Косометович

Горебогатырь Косометович


Горебогатырь@Косометович.ru

Комическая опера по сказке Екатерины II

Екатерина II (1729-1796), российская императрица с 1762 года, написала либретто пяти опер: "Новгородский богатырь Болеславич" Фомина, "Горебогатырь Косометович" Мартин-и-Солера, "Февей" Пашкевича, "Федул с детьми" Пашкевича и Мартин-и-Солера, "Начальное управление Олега" Сарти, Каноббио и Пашкевича. Опера "Горебогатырь Косометович" была впервые дана 20 января 1789 г. в Эрмитажном театре. Сюжет "Горебогатыря Косометовича" Екатерина извлекла из сказки о Фуфлыче-Богатыре, которую в свое время ей хвалил граф Григорий Орлов. На напечатанном либретто Императрица написала: "На городском театре не давать, ради Иностранных Министров". 5 февраля 1789 г. князь Потемкин присутствовал на третьем представлении этой оперы и согласился с мнением Императрицы. Дело в том, что роль Косометовича намекала в карикатуре на Густава III, кузена Екатерины II и короля Швеции, с которой Россия находилась в состоянии войны. В Москве же играть "Горебогатыря" в городском театре было разрешено, так как "там не находятся Иностранные Министры". Опера приобрела такую известность, что великие князья Александр и Константин Павловичи выучили ее наизусть.

Густав III (1746 - 1792), король Швеции с 1771 г, правивший в духе просвещенного абсолютизма, был кузеном Екатерины II. Он был автором опер и трагедий, одна из которых была посвящена русской истории. В 1788 г. начал крайне непопулярную войну против России. В 1792 г. был смертельно ранен участником дворянского заговора. Своей посмертной известности Густав III обязан не столько себе, сколько Джузеппе Верди, который сочинил на тему его насильственной смерти оперу "Бал-маскарад".

  Click for larger view (37K)  Click for larger view (39K)  Click for larger view (39K)  

Висенте Мартин-и-Солер родился в Испании в 1754(?) году. Музыкальное образование завершил в Болонье у Падре Мартини. Как оперный композитор Мартин-и-Солер выдвинулся в Италии, сочиняя преимущественно в жанре оперы-сериа. Слава Мартин-и-Солера возросла в период работы в Вене, где шли его оперы "Редкая вещь" и "Дерево Дианы". Мелодичные, жизнерадостные по характеру, они конкурировали не только с произведениями ведущих мастеров итальянской оперы - Паизиелло, Чимароза, Гульельми, но и Моцарта, который увековечил отрывок из "Редкой вещи" в финале своего "Дон Жуана". Вслед за Чимароза Мартин-и-Солер был приглашен в Россию, и с 1788 и до своей смерти в 1806 г. он жил и работал в Петербурге. Здесь им были написаны оперы: "Горебогатырь Косометович" (1789), "Песнолюбие" (1790), "Федул с детьми" (1791) (совместно с Пашкевичем), "Деревенский праздник" (1798), несколько балетов и другие произведения. Стиль итальянской оперы сохранен и в петербургских операх Мартин-и-Солера, но в то же время в них умело использованы мелодические обороты русских песен. Мартин-и-Солер писал музыку изящную, непринужденную, позволяющую скрыть многие несовершенства тогдашних оперных либретто.


Фотографии


Вверх
О Театре Старинной Музыки МГУ