Театр старинной музыки >> Репертуар >> Пророчица, или история Диоклетиана


Henry Purcell. Semi-Opera “The Prophetess;
or, The History of Dioclesian;
or, Dioclesian” (Z. 627)

В 1690 году Генри Пёрселл написал музыку к переработанной Томасом Беттертоном (Thomas Betterton) пьесе Джона Флетчера и Филиппа Мэссинджра “Пророчица” (John Fletcher and Philip Massinger, “The Prophetess”), позже получившей название “Диоклетиан”. Так появилась трагикомическая семи-опера в пяти актах “Пророчица, или история Диоклетиана”, которую чаще называют просто “Диоклетиан”. Semi-opera – характерный для английского музыкального театра XVII века жанр, в котором разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем.

В 1998 году Театр старинной музыки осуществил постановку этого произведения Пёрселла. Мы посвятили этот спектакль памяти нашего замечательного флейтиста Юры Давыдова, безвременно ушедшего в 1998 году.

Henry Purcell

  Генри Пёрселл – величайший и самый таинственный композитор Англии – родился в 1659 году и, ослепив современников блеском своего самобытного таланта, умер 36 лет от роду в должности королевского органиста. В 1690-х, на исходе расточительной и быстротечной эпохи Реставрации и своей жизни Пёрселл создал четыре великих оперы: “Дидона и Эней”, “Диоклетиан”, “Король Артур, или Британский герой” и “Королева фей”, заложив основы национальной оперы. Новаторство Пёрселла заключалось в создании опер современного типа там, где до него существовал лишь “шекспировский” драматический театр с музыкальными вставками, а также, жанр маски – вид придворного музыкального карнавала. Эпитафия Пёрселлу в Вестминстере гласит, что он находится там, где его искусство только и может быть превзойдено.

Император Диоклетиан: реальность и легенда

Мало хорошего может быть сказано о большинстве поздних римских императоров. "Рейтинг" Диоклетиана был невысок: римские историки осуждали способ, каким он децентрализовал управление империей, разделив ее на две части; христианские историки не могли простить ему начатых им гонений на Церковь (москвичам хорошо известен некий римский офицер, пострадавший за веру при Диоклетиане – будущий великомученик Св. Георгий Победоносец).

Тем не менее, заслуги Диоклетиана, как реформатора Римского государства, велики. После смерти в 211 году н. э. Септимия Севера в эпоху восстаний и яростного натиска соседей Римом правила череда слабых и некомпетентных императоров. Диоклетиан, правивший в 284-305 годах, военизировал госаппарат, увеличил налоги, ввел прописку и госрегулирование цен, ограничил гражданские свободы. Его крупнейшим преобразованием было разделение империи на Западную и Восточную, в каждой из которых правил свой Август (император) и заранее назначенный Цезарь (наследник). Ровно через 20 лет правления Август обязан был отречься от власти в пользу своего Цезаря. На деле, такое отречение произошло лишь однажды – отрекся сам Диоклетиан и его соправитель Западный Август Максиминиан.

В опере затронуты две стороны его жизни, которые хоть в небольшой степени известны публике – его отречение (за пределами оперы – его жизнь в колоссальном дворце в Сплите, где на покое он якобы выращивал своими руками отличную капусту), а также пророчество, открывшее Диоклетиану, что он станет императором.

Историк Флавий Вописк из Сиракуз, сам, по-видимому, фигура вымышленная, так передает эту историю, якобы рассказанную Диоклетианом своему деду: В одно прекрасное утро в Бельгии Диоклетиан оплачивал счет за гостиницу. Хозяйка-пророчица упрекнула молодого солдата в прижимистости.

– Стану щедрым, как только стану Императором, – пошутил Диоклетиан.
– Напрасно ты шутишь, – ответила Пророчица. – Потому что ты станешь Императором, Диокл, когда убьешь Апра.

Так и случилось. Убийца императора Нумериана, неудачливый узурпатор по имени Апр, был сражен рукой Диокла на солдатской сходке, после чего Диокл был провозглашен императором Диоклетианом. Это случилось в 284 году н. э.

Click for larger view (190K)

О Театре старинной музыки